Крушение идола,

или почему Хидэо Кодзима не является гением, стоящим за Metal Gear Solid

Алексей Иванов
6 min readDec 15, 2019

На вопрос о том, является ли Death Stranding хорошей игрой, ответ с моей точки зрения может быть только один — она не является не то, что пристойной игрой, скорее она является худшей игрой в истории человечества. Многочисленные недостатки DS я расписал здесь. Death Stranding — это настоящий провал, но полному общественному осознанию сего факта мешают два фактора. Первый — журналистика, состоящая в изрядной степени из фанбоев, пытается создать дымовую завесу, скрывающую недостатки игры, выходят абсурдные статьи вроде этой, пытающиеся выдать DS за нечто выдающееся. Известный на Западе журналист Джефф Кили, главный организатор The Game Awards и приятель Хидэо по совместительству проталкивает игру на многочисленные номинации. Второй — фанаты вовсе не MGS, а персонально Кодзимы лгут сами себе и описывают свой икспириенс как позитивный, не желая признавать, что DS ужасна, а король-то голый. Копинг — популярнейшая психологическая стратегия при когнитивном диссонансе.

Хидэо Кодзима известен не только как геймдизайнер, но и как сценарист. Однако именно в плане сценария Death Stranding исключительно слаба. Если вынести за скобки личность автора, которого принято считать гением, если забыть о его статусе, о его прошлых достижениях и рассмотреть сценарий игры сам по себе, то, если судить по нему, его автор не является не то, что гением, он едва ли средней руки ремесленник, а в немалом количестве эпизодов предстает как просто чудовищный графоман. Собственно, этот немалый объем чистой графомании превращает в нее весь сценарий DS целиком — вспомним поговорку о ложке дегтя. Хотя тут мы имеем дело не с ложкой дегтя, а ведром дерьма в бочке не с медом, а с каким-то другим, гораздо менее ценным веществом.

Закадровый персонаж Death Stranding по имени Hack-Fraudman примеряет университетскую куртку (varsity jacket) с надписью «ГЕНИЙ».

Итак, в Death Stranding, а также в MGSV — при этом многие считают, что и ещё раньше, — Кодзима проявил себя как весьма слабенький творец. В связи с этим возникает вопрос — кого мы должны благодарить за некогда великую серию Metal Gear Solid? Ответ на этот вопрос я разделю на три группы.

3) Видеоигра — это всегда плод коллективного творчества, большая игра всегда создается командой. В ходе разработки композиторы взаимодействуют с левел-дизайнерами, аниматоры со сценаристами, а программисты со всеми подряд; все взаимодействуют со всеми. И необходимо отметить, что студия Konami Computer Entertainment Japan, а затем и KojiPro всегда была одной лучших в Японии, а значит и во всем мире. Metal Gear Solid всегда была самой передовой игрой, она находилась на самом острие возможностей тех платформ, на которых эти игры выпускались. И для достижения такого результата требовалась особенная команда. Какими бы «гениальными» ни были задумки Маэстро, без труда этих безвестных людей результат получился бы ниже приемлемого. Тот факт, что Death Stranding чисто внешне выглядит качественным, красивым и отполированным продуктом — это их заслуга.

В нынешней Kojima Productions ее глава сохранил половину своей прошлой команды — видимо, Кодзима 3–4 года назад сохранял какой-то авторитет. Но долго ли это такой расклад сил будет продолжаться — это большой вопрос. Например, один из директоров студии Кенитиро Имаидзуми (Kenichiro Imaizumi), работавший с великим гением больше 10 лет, после релиза DS покинул KojiPro. Я не могу не связывать это с тем, что случилось с игрой в итоге и с разногласиями на тему того, что управляющие студией планировали делать дальше.

Скриншот из интро к Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

2) Есть и конкретные люди, вклад которых не остался незамеченным для общественности — например, концепт-художник Синкава, для которого в DS работы было не так много, потому что физиономии и телосложения персонажей были заданы изначально — и заданы в целом неудачно — кастинг-директором по имени Хидэо.

Или Дэвид Хейтер, культовый голос Снейка, широко прославившийся благодаря именно этой роли. И вот что характерно — по словам Дэвида, эта слава не очень пришлась по душе Кодзиме. «Я никогда не ощущал, что он является моим фанатом», — говорит Хейтер. «Не думаю, что ему понравилось то, что я получил внимание за свою роль в то время как он хотел быть единственной рок-звездой всего проекта». Еще в MGS3 Хидэо хотел заменить его на Курта Рассела, того самого Змея Плисскена из «Побега из Нью-Йорка», однако Курт, слава Богу, не захотел принимать участие в видеоигре. Замена Хейтера произошла в MGSV, и это не принесло игре ровным счетом ничего, скорее она даже потеряла часть духа MGS в результате. Кодзима просто-напросто не понимает сильные стороны своего творения, не понимает то, что делает его особенным, и это является признаком чудовищной некомпетентности.

Истинный гений Томокадзу. Запомните это лицо.

1) Наконец, невозможно не упомянуть «истинного гения» серии Metal Gear Томокадзу Фукусиму, сценариста MGS1–2–3. Возможно (и то не факт), что основную сюжетную канву придумывал Кодзима, но без вклада Фукусимы и его письма всё смотрелось бы намного слабее. История в MGS за вычетом последних частей всегда была увлекательной, динамичной, осмысленной, обладающей интересными диалогами. А вот в MGS4 и DS нас поджидают очень медленные нединамичные монотонные катсцены, вопреки всем правилам занимающиеся унылой экспозицией чуть ли не на протяжении всей игры — в этом я теперь вижу руку настоящего мастера–Маэстро. В тоннах диалогов вы практически не найдете классных фраз и цитат, которыми пестрили первые части Metal Gear Solid. В общем, Кодзима как сценарист предоставленный сам себе выглядит блекло, а в Death Stranding — откровенно бездарно. У кино, в которое наш любимый гений хочет превратить игры, есть три основных компонента — сценарий, сценарий и еще раз сценарий. Но именно с ним здесь дела обстоят особенно плохо.

MGSV — это отдельный разговор, там вообще отсутствуют нормальные катсцены и диалоги, есть лишь короткие слабосвязанные друг с другом сценки с несколькими скучными фразами, произносимыми героями игры.

Кодзима избавился от своего прошлого неплохого кастинга, от «недопрофессионалов», которых он не ценил, отказался от грамотных сценаристов-помощников и в итоге предстал перед нами в голом виде, создав полное непотребство, в котором место интересных персонажей занимают деревянные голливудские болванчики. Нет никаких сомнений в том, что если подход Хидэо к творчеству не изменится радикально, и он не перестанет заниматься всем на свете, начиная от геймдизайна и режиссуры и заканчивая кастингом и подбором музыки, результаты будут столь же феерически плачевными, что и в Death Stranding. Теперь мы понимаем, что Кодзима вовсе не genius, а тот, кого в английском называют master of nothing. Специалист слишком широкого профиля в плохом смысле слова; на самом деле это не так уж плохо при условии, что вокруг нашего master of none соберутся грамотные люди, способные привести его затеи в удобоваримый вид. Но для того, чтобы оценить результат текущих трудов Мастера, почитайте тысячи злобных пользовательских рецензий, оставленных на Metacritic, которые абсолютно безжалостны и не оставляют от игры камня на камне. Кто-то скажет, что это всего лишь работа хейтеров и троллей, но дело в том, что хейт в отношении объекта, неуязвимого или слабоуязвимого для критики, никакого успеха и никакой поддержки иметь не будет.

Credentials Фукусимы. И у кого-то хватает наглости говорить, что он написал лишь некоторые диалоги по кодеку!

Уважаемый мной обозреватель The Gaming Brit как-то сказал в одном из своих видео примерно следующее: Devil May Cry 5 настолько хороша, что теперь и DMC4 выглядит как достойная и уместная промежуточная глава в истории серии. Немного перефразировав это высказывание, хочу сказать, что последние игры от Кодзимы — MGSV и Death Stranding — настолько плохи, что теперь и всё созданное им ранее выглядит как черт знает что. Если бы DS была просто плохой игрой, в этом не было ничего страшного — за последние годы таких разочаровывающих игр было очень много. Куда ни плюнь, кругом сплошной Anthem, Fallout 76 или No Man’s Sky в первой версии, либо очень недотягивающие до цели творения вроде God of War или RDR2 (это мое личное мнение). И вообще, мало ли хреновых игр на этом свете существует? Но совсем другое дело — когда разрушается целое наследие легендарного некогда дизайнера. Выпустив Death Stranding, Кодзима уничтожил свою репутацию.

И знаете что?

Konami did nothing wrong.

--

--